В Сенате 12.05.2025 г. состоялась презентация Налогового кодекса.
Вице-министр финансов Ержан Биржанов подробно рассказал сенаторам о ключевых новеллах и подходах, заложенных в документ, с акцентом на модернизацию налогового администрирования, цифровизацию процессов и снижение административной нагрузки на бизнес. Одним из главных направлений реформы стало обновление системы управления налоговыми рисками. В новой модели полностью отказались от деления налогоплательщиков на степени риска. Также планируется создание реестров рисков, охватывающих весь жизненный цикл налогоплательщика.
В рамках презентации депутатам продемонстрировали сервисную модель налогового администрирования, направленную на упрощение взаимодействия бизнеса с налоговыми органами. В частности, внедряются электронные сервисы в мобильных приложениях банков, push-уведомления, автоматическое предзаполнение деклараций, а также возможность подачи заявлений и отчетности "в один клик".
Особое внимание было уделено мерам по упрощению регистрационных процедур, сокращению количества форм налоговой отчетности, а также изменениям в камеральном контроле — теперь уведомления будут направляться не о нарушениях, а о расхождениях, предоставляя бизнесу возможность самостоятельной корректировки. Также вице-министр рассказал об изменениях в порядке проведения налоговых проверок, мерах по отсрочке или рассрочке налоговой задолженности, о повышении порогов для применения мер принудительного взыскания, нововведения в администрировании НДС, а также внедрении горизонтального мониторинга и расширение системы пилотных проектов.
Пресс-служба Сената.
Источник : https://senate.parlam.kz/ru-RU/news/details/13308
Ақпарат көзі: https://senate.parlam.kz/kk-KZ/news/details/13309
_________________________________
Краткий обзор нового Налогового Кодекса:
НДС:
Снижен предельный порог оборота для обязательной постановки на регистрационный учет плательщика НДС. Для обязательной постановки на регистрационный учет это оборот равный 10 000-кратному размеру МРП. (статья 99)
Ставки НДС:
16 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта.
При этом с 1 января 2026 года – 5 процентов, с 1 января 2027 года – 10 процентов и применяется:
- к размеру облагаемого оборота по реализации и импорта:
лекарственных средств, за исключением товаров, предусмотренных подпунктом 28) статьи 474 Налогового Кодекса и подпунктом 17) пункта 1 статьи 479 Налогового Кодекса;
медицинских изделий, комплектующих медицинских изделий, а также технических вспомогательных (компенсаторных) средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите.
Перечень лекарственных средств, медицинских изделий, комплектующих медицинских изделий, а также технических вспомогательных (компенсаторных) средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите устанавливается Правительством Республики Казахстан;
- к размеру облагаемого оборота по реализации медицинских услуг, в том числе оказываемых в комплексе, в соответствии с законодательством Республики Казахстан субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на медицинскую деятельность.
Положения подпункта 2) пункта 2 статьи 503 Налогового Кодекса не применяются по медицинским услугам, предусмотренным подпунктом 28) статьи 474 Налогового Кодекса
Обороты по реализации товаров, работ, услуг, указанные в главе 47 Налогового Кодекса, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке (оборот по реализации товаров на экспорт, международные перевозки, реализация горюче-смазочных материалов, осуществляемой аэропортами, поставщиками услуг наземного обслуживания, розничными реализаторами нефтепродуктов при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки, реализация товаров на территории СЭЗ, реализация аффинированного золота и др.) (статья 503)
Предусмотрено также освобожденные от НДС оборотов по реализации некоторых товаров, работ, услуг и импорт (имущества в виде выигрышей, выдаваемых оператором лотереи участнику лотереи; банкнот и монет национальной валюты, и др. обороты, связанные с международными перевозками; связанные с землей и жилыми зданиям; финансовых операций (при этом банковские операции не освобождены от НДС); передача имущества в финансовый лизинг и импорт согласно статье 479 Налогового Кодекса). (статья 474)
Отзыв ЭСФ:
По отозванному счету-фактуре, выписанному в электронной форме, получатель товаров, работ, услуг обязан подтвердить отзыв такого счета-фактуры или отклонить при несогласии - в случае, если получатель такого счета-фактуры является плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом счет-фактура считается отозванным при наличии подтверждения от получателя такого счета-фактуры. (статья 501)
Ставки КПН:
Доходы, облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, – 15 процентов;
доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан – ставки, установленные статьей 682 настоящего Кодекса;
чистый доход юридического лица – нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, – 15 процентов;
облагаемый доход контролируемых иностранных компаний и постоянных учреждений контролируемых иностранных компаний – 20 процентов.
от деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также переработке указанной продукции собственного производства и реализации продуктов такой переработки, полученному юридическими лицами – производителями сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), – 3 процента;
от деятельности сельскохозяйственных кооперативов, кроме соответствующих подпункту 1) пункта 2 статьи 357 Налогового Кодекса, – 6 процентов;
от деятельности организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, кроме применяющих статью 321 настоящего Кодекса, – 5 процентов за налоговый период с 1 января 2026 года по 31 декабря 2026 года, с 1 января 2027 года – 10 процентов;
от следующих видов деятельности – 25 процентов:
банковской деятельности, осуществляемой банками второго уровня, за исключением налогооблагаемого дохода, полученного от деятельности по кредитованию субъектов предпринимательства;
от деятельности казино, зала игровых автоматов, тотализатора и букмекерской конторы;
от иной деятельности, не предусмотренной подпунктами 1), 2), 3) и 4) пункта 2 статьи 357 Налогового Кодекса, – 20 процентов. (статья 357)
Ставки ИПН:
доходы, кроме указанных в подпунктах 2) – 5) статьи 363 Налогового Кодекса, за календарный год – по следующей прогрессивной шкале ставок
№ |
Сумма облагаемого дохода |
Ставка ИПН |
1 |
до 8500-кратного месячного расчетного показателя* (включительно) |
10 процентов |
2 |
свыше 8500-кратного месячного расчетного показателя* |
сумма налога с облагаемого дохода в размере 8500-кратного месячного расчетного показателя* + 15 процентов с суммы, превышающей его |
- доходы лица, занимающегося частной практикой, – 9 процентов;
- доходы крестьянских или фермерских хозяйств – 3 процента. Указанная ставка применяется к доходам от деятельности:
по производству и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства;
по переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и реализации продуктов такой переработки;
- доход в виде дивидендов, облагаемый за календарный год, – по следующей прогрессивной шкале ставок:
№ |
Сумма облагаемого дохода |
Ставка ИПН |
1 |
до 230 000-кратного месячного расчетного показателя* (включительно) |
5 процентов |
2 |
свыше 230 000-кратного месячного расчетного показателя* |
сумма налога с облагаемого дохода в размере 230 000-кратного месячного расчетного показателя* + 15 процентов с суммы, превышающей его |
- облагаемый доход индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный порядок налогообложения, за календарный год – по следующей прогрессивной шкале ставок
№ |
Сумма облагаемого дохода |
Ставка ИПН |
1 |
до 230 000-кратного месячного расчетного показателя* (включительно) |
10 процентов |
2 |
свыше 230 000-кратного месячного расчетного показателя* |
сумма налога с облагаемого дохода в размере 230 000-кратного месячного расчетного показателя* + 15 процентов с суммы, превышающей его |
* в целях применения подпунктов 1), 4) и 5) статьи 363 Налогового Кодекса применяется месячный расчетный показатель, действующий на 1 января соответствующего финансового года. (статья 363)
Специальные налоговые режимы:
Если иное не установлено пунктами 2 и 3 статьи 715 Налогового Кодекса, налогоплательщик вправе выбрать один из следующих специальных налоговых режимов при соответствии положениям пункта 1 статьи 715 Налогового Кодекса и раздела 16 Налогового Кодекса:
№ |
Виды специальных налоговых режимов |
Субъекты |
Размер предельного дохода (месячный расчетный показатель на 1 января финансового года) |
Ставка, % от дохода |
Виды деятельности/наличие земельного участка |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Специальный налоговый режим для самозанятых |
физические лица - граждане Республики Казахстан, кандасы |
300 за месяц |
индивидуальный подоходный налог - 0 социальные платежи - 4* |
список видов деятельности, по которым разрешено применение специального налогового режима |
2 |
Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации |
индивидуальные предприниматели и юридические лица - резиденты Республики Казахстан |
600 000 за год |
индивидуальный подоходный налог/ корпоративный подоходный налог в размере 4% (с правом понижения/повышения ставки до 50% местными представительными органами.) и социальные платежи в установленных размерах* |
список видов деятельности, по которым запрещено применение специального налогового режима |
3 |
Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств |
крестьянские или фермерские хозяйства |
- |
индивидуальный подоходный налог - 0,5 |
при наличии на территории Республики Казахстан земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) в установленных предельных площадях |
(статья 715)
Сроки представления декларации о доходах и имуществе и декларации об активах и обязательствах:
Если иное не установлено пунктом 2 статьи 418 Налогового Кодекса, декларация о доходах и имуществе представляется по месту жительства (пребывания) не позднее 1 июля года, следующего за отчетным календарным годом.
Декларация об активах и обязательствах представляется по месту жительства (пребывания) в срок до 1 июля текущего года, в котором возникло обязательство по представлению декларации.
Положения части первой статьи 424 Налогового Кодекса в части сроков представления декларации об активах и обязательствах не распространяются на лиц, которые представляют декларацию об активах и обязательствах в качестве:
1) кандидатов на выборные должности, на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и их супругов;
2) лиц, желающих стать крупными участниками банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющим инвестиционным портфелем в соответствии с законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг». (статьи 418 и 424)
Акцизы:
Список подакцизных товаров дополнен энергетическими напитками. (статья 536)
В Налоговом Кодексе появляется понятия - «коэффициент роскоши»:
Данный коэффициент применяется при определении налоговой базы налога по жилищам, дачным постройкам для физических лиц. Коэффициент роскоши (К роск.) равен 1. По решению местного представительного органа коэффициент роскоши может быть увеличен не более, чем на 50% по жилищам. Такое решение о повышении коэффициента роскоши принимается местным представительным органом не позднее 1 декабря года, предшествующего году его введения, и вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его принятия. (статья 600)
Изменения с 1 января 2028 года в новом Налоговом Кодексе:
Доход физического лица не образуется при реализации, передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица следующего имущества:
1) расположенных на территории Республики Казахстан жилищ, дачных строений, парковочных мест, кладовок, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, которые находятся на праве собственности у такого физического лица два года и более с даты регистрации права собственности;
2) расположенных на территории Республики Казахстан жилищ, парковочных мест, кладовок, гаражей, приобретенных по договору о долевом участии в жилищном строительстве или путем уступки права требования по договору о долевом участии в жилищном строительстве, в случае, когда:
жилище, дачное строение, парковочное место, кладовка, гараж, объект личного подсобного хозяйства находятся на праве собственности у такого физического лица два года и более с даты регистрации права собственности,
или
период с даты заключения такого договора или с даты приобретения такого права путем уступки права требования до даты реализации имущества или передачи его в качестве вклада в уставный капитал составляет три года и более;
4) находящихся на праве собственности у такого физического лица два года и более земельных участков и (или) земельных долей, расположенных на территории Республики Казахстан, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации, передачи в качестве вклада в уставный капитал юридического лица являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, под гараж. (статья 841)
Так же в новом Налоговом Кодексе имеются и другие изменения.
Скачать полный текст нового Налогового Кодекса можно по ссылке: https://senate.parlam.kz/ru-RU/lawProjects/details/6176
https://senate.parlam.kz/kk-KZ/lawProjects/details/6176
Данные актуальны на 14.05.2025 года.
⠀
#НалоговыйКодекс #СенатРК #Цифровизация #ПоддержкаБизнеса #НалоговаяРеформа #БизнесСреда #ФискальнаяПолитика #Законопроект #МинфинРК #ЭкономическаяПолитика #icfmkz