Подготовлен КДРП к законопроекту о внесении изменений и дополнений в Трудовой Кодекс.
На портале https://legalacts.egov.kz размещен Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования трудового законодательства».
Описание проблемы:
№ |
Проблемный вопрос |
Основные причины возникшей проблемы |
Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы |
Способы измерения проблемы |
1 |
Отсутствие механизмов заключения трудового договора в электронной форме |
Законодательство не адаптировано к цифровым форматам взаимодействия сторон трудовых отношений |
Согласно данным МТСЗН РК, более 90% трудовых договоров регистрируются через Единую систему трудовых договоров (далее –ЕСТД), однако большинство заключаются первоначально в бумажной форме и затем оцифровываются |
Количество трудовых договоров, заключенных изначально в бумажной/электронной форме; доля заключенных через ЕСТД договоров |
2 |
Отсутствие нормативного закрепления современной системы оценки условий труда и профессиональных рисков |
Существующая процедура аттестации устарела, не отражает индивидуальные условия труда и не обеспечивает превентивных мер |
Концепция безопасного труда РК на 2024–2030 годы предполагает переход к цифровой карте охраны труда, интегральной и индивидуальной оценке рисков |
Доля работников, охваченных новой моделью оценки риска; количество зарегистрированных цифровых карт охраны труда |
3 |
Отсутствие правового регулирования вопросов сексуального домогательства в сфере труда |
Проблема отсутствия в Трудовом кодексе РК (далее – Кодекс) понятий, правовых гарантий и механизмов рассмотрения жалоб |
По данным соцопросов, до 30% работников сталкивались с неэтичным поведением, отсутствует чёткий механизм обращения и защиты. Казахстан не ратифицировал Конвенцию МОТ №190, но должен двигаться в этом направлении |
Количество жалоб на сексуальные домогательства; наличие внутренних процедур у работодателей |
4 |
Избыточная детализация функций уполномоченного органа по труду в Кодексе |
Закон закрепляет множество функций, включая не ключевые. Это затрудняет быстрые изменения и гибкое регулирование |
В статье 16 Кодекса содержится более 40 полномочий. Даже технические изменения требуют поправок в закон. В рамках Указа Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» предлагается перенести часть полномочий на уровень положения |
Количество норм, подлежащих переносу; Гибкость в пересмотре и реализации полномочий госоргана |
5 |
Неурегулированность участия МИО в реализации мероприятий по предупреждению и разрешению коллективных споров и забастовок после передачи инспекций труда |
Выведение инспекций труда из МИО привело к правовому вакууму в части их участия в трудовых вопросах |
Законодательно за акимами сохраняется ответственность за социальную стабильность в регионе. Также, по поручению Главы государства, они возглавляют региональные трёхсторонние комиссии по социальному партнёрству |
Участие МИО в урегулировании трудовых споров и забастовок; эффективность работы региональных комиссий |
6 |
Недостаточное регулирование статуса, членства и прозрачности деятельности профсоюзов |
1) После регистрации профсоюза его статус не подтверждается в дальнейшем, что может привести к фиктивной деятельности; 2) Отсутствует ясность в определении члена профсоюза; 3) Не закреплена обязанность представления отчётности перед членами |
Профсоюзы обязаны подтверждать наличие филиалов только на первом этапе. Не все члены фактически связаны с конкретной организацией. Отсутствие обязательной отчётности снижает доверие и прозрачность |
Результаты ежегодной актуализации сведений; число членов, привязанных к конкретным организациям; наличие представленной отчётности |
Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:
№ |
Текущая ситуация |
Международный опыт |
1 |
Трудовые договоры преимущественно заключаются в бумажной форме. При этом, несмотря на наличие ЕСТД, процесс цифровизации ограничен, поскольку законодательство не предусматривает возможность их заключения в электронной форме |
В Эстонии, Финляндии, ОАЭ и других странах трудовые договоры могут полностью заключаться и храниться в электронном виде, с применением цифровой подписи. Это обеспечивает удобство, доступность, экономию и прозрачность документооборота. |
2 |
Аттестация объектов по условиям труда используется в качестве основного инструмента оценки, однако она не охватывает индивидуальные и интегральные риски работников и носит формальный характер. |
В странах ЕС, Канаде, Австралии и Японии применяется модель индивидуальной и интегральной оценки профессиональных рисков с использованием цифровых карт, что позволяет формировать проактивную систему охраны труда. |
3 |
В Кодексе отсутствует правовое определение сексуальных домогательств, их признаки, процедуры подачи жалобы и меры защиты. Это снижает возможность защиты работников от насилия на рабочем месте. |
Конвенция МОТ №190, принятая рядом стран, предусматривает обязательства государств по защите работников от насилия и домогательств. В ряде стран (Франция, Канада, Южная Корея) установлены процедуры внутреннего реагирования и санкции за подобные действия. |
4 |
Все функции уполномоченного органа по труду (включая вспомогательные) закреплены непосредственно в Кодексе. Это затрудняет внесение изменений и принятие гибких решений |
В странах ОЭСР функции органов труда распределены между законом и подзаконными актами. Ключевые задачи закрепляются на законодательном уровне, а оперативные и вспомогательные — на уровне положений и регламентов. |
5 |
После передачи государственных инспекций труда в ведение МТСЗН, роль местных исполнительных органов в регулировании трудовых споров оказалась неурегулированной, несмотря на то, что за акимами сохранена ответственность за социальную стабильность. |
В Германии, Швеции, Южной Корее региональные органы власти играют ключевую роль в работе трехсторонних комиссий, урегулировании трудовых конфликтов и профилактике забастовок, независимо от структуры трудовой инспекции. |
6 |
В законодательстве слабо урегулирован правовой статус профсоюзов. Отсутствует ежегодное подтверждение их реального функционирования, не определен четко статус члена профсоюза, а также отсутствует обязанность по представлению финансовой отчётности членам. |
В Великобритании, Германии, Франции законодательство четко определяет механизм регистрации и подтверждения активности профсоюзов, фиксирует обязательность членства работников организации, а также включает отчётность профсоюза перед своими членами. |
Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
№ |
Решение |
Плюсы |
Минусы |
1 |
Введение возможности заключения трудовых договоров в электронной форме с использованием ЕСТД |
Облегчение документооборота, повышение доступности и прозрачности; снижение затрат для работодателей и работников |
Требуется обеспечение цифровой инфраструктуры, особенно в сельских и отдалённых регионах |
2 |
Переход от аттестации объектов к системе индивидуальной и интегральной оценки профессиональных рисков |
Актуальность, превентивность, учет специфики труда конкретного работника, цифровая карта условий труда |
Отсутствуют |
3 |
Введение понятий и механизмов реагирования на случаи сексуальных домогательств в сфере труда |
Повышение защищённости работников, выполнение международных обязательств, создание безопасной рабочей среды |
Отсутствуют |
4 |
Передача части полномочий уполномоченного органа по труду из Кодекса на уровень положения |
Гибкость, скорость реагирования на вызовы, снижение законодательной нагрузки |
Отсутствуют |
5 |
Закрепление роли МИО в решении трудовых конфликтов и организации социального партнерства |
Укрепление профилактики трудовых споров на местах, использование потенциала акиматов в обеспечении стабильности |
Отсутствуют |
6 |
Совершенствование регулирования профсоюзов: ежегодное подтверждение структуры, уточнение членства, обязанность отчётности |
Повышение прозрачности и доверия, устранение фиктивных структур, защита интересов конкретных трудовых коллективов |
Отсутствуют |
Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный государственный орган (должностное лицо) |
Бюджет |
Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования трудового законодательства» |
Внесение в государственные органы – сентябрь 2025 года; Правительство – декабрь 2025 года; Мажилис Парламента – январь 2026 года |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Не требуется |
Разработка и утверждение подзаконных правовых актов в целях реализации Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования трудового законодательства» |
В течение 2 месяцев после принятия Закона |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, иные заинтересованные госорганы |
Не требуется |
Включение вкладок для размещения разъяснений по новеллам принятых НПА в Эталонном контрольном банке НПА |
В течение 4 месяцев после принятия закона |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Не требуется |
Отчет об уровне достижения отраженных в консультативном документе целевых индикаторов |
Ежегодно, в течение последующих пяти лет после принятия закона |
Уполномоченный орган по противодействию коррупции |
Не требуется |
Публичное обсуждение КДПР до: 15.05.2025 г.
С текстом КДРП можно ознакомиться по следующей ссылке:
https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15515606
Данные актуальны на 24.04.2025 года.
⠀
#ТрудовойКодекс #КДРП #Законопроект #ИзмененияВЗаконодательстве #ТрудовыеОтношения #Минтруда #ПраваРаботников #ТрудовоеПраво #СоциальнаяПолитика #ЗаконодательныеПоправки #icfmkz