Подготовлен КДРП к законопроекту о внесении изменений и дополнений в Трудовой Кодекс.

     На портале https://legalacts.egov.kz размещен Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования трудового законодательства».

   Описание проблемы:

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

Способы измерения проблемы

1

Отсутствие механизмов заключения трудового договора в электронной форме

Законодательство не адаптировано к цифровым форматам взаимодействия сторон трудовых отношений

Согласно данным МТСЗН РК, более 90% трудовых договоров регистрируются через Единую систему трудовых договоров (далее –ЕСТД), однако большинство заключаются первоначально в бумажной форме и затем оцифровываются

Количество трудовых договоров, заключенных изначально в бумажной/электронной форме; доля заключенных через ЕСТД договоров

2

Отсутствие нормативного закрепления современной системы оценки условий труда и профессиональных рисков

Существующая процедура аттестации устарела, не отражает индивидуальные условия труда и не обеспечивает превентивных мер

Концепция безопасного труда РК на 2024–2030 годы предполагает переход к цифровой карте охраны труда, интегральной и индивидуальной оценке рисков

Доля работников, охваченных новой моделью оценки риска; количество зарегистрированных цифровых карт охраны труда

3

Отсутствие правового регулирования вопросов сексуального домогательства в сфере труда

Проблема отсутствия в Трудовом кодексе РК (далее – Кодекс) понятий, правовых гарантий и механизмов рассмотрения жалоб

По данным соцопросов, до 30% работников сталкивались с неэтичным поведением, отсутствует чёткий механизм обращения и защиты. Казахстан не ратифицировал Конвенцию МОТ №190, но должен двигаться в этом направлении

Количество жалоб на сексуальные домогательства; наличие внутренних процедур у работодателей

4

Избыточная детализация функций уполномоченного органа по труду в Кодексе

Закон закрепляет множество функций, включая не ключевые. Это затрудняет быстрые изменения и гибкое регулирование

В статье 16 Кодекса содержится более 40 полномочий. Даже технические изменения требуют поправок в закон. В рамках Указа Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» предлагается перенести часть полномочий на уровень положения

Количество норм, подлежащих переносу; Гибкость в пересмотре и реализации полномочий госоргана

5

Неурегулированность участия МИО в реализации мероприятий по предупреждению и разрешению коллективных споров и забастовок после передачи инспекций труда

Выведение инспекций труда из МИО привело к правовому вакууму в части их участия в трудовых вопросах

Законодательно за акимами сохраняется ответственность за социальную стабильность в регионе. Также, по поручению Главы государства, они возглавляют региональные трёхсторонние комиссии по социальному партнёрству

Участие МИО в урегулировании трудовых споров и забастовок; эффективность работы региональных комиссий

6

Недостаточное регулирование статуса, членства и прозрачности деятельности профсоюзов

1) После регистрации профсоюза его статус не подтверждается в дальнейшем, что может привести к фиктивной деятельности; 2) Отсутствует ясность в определении члена профсоюза; 3) Не закреплена обязанность представления отчётности перед членами

Профсоюзы обязаны подтверждать наличие филиалов только на первом этапе. Не все члены фактически связаны с конкретной организацией. Отсутствие обязательной отчётности снижает доверие и прозрачность

Результаты ежегодной актуализации сведений; число членов, привязанных к конкретным организациям; наличие представленной отчётности

 

Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:

Текущая ситуация

Международный опыт

1

Трудовые договоры преимущественно заключаются в бумажной форме. При этом, несмотря на наличие ЕСТД, процесс цифровизации ограничен, поскольку законодательство не предусматривает возможность их заключения в электронной форме

В Эстонии, Финляндии, ОАЭ и других странах трудовые договоры могут полностью заключаться и храниться в электронном виде, с применением цифровой подписи. Это обеспечивает удобство, доступность, экономию и прозрачность документооборота.

2

Аттестация объектов по условиям труда используется в качестве основного инструмента оценки, однако она не охватывает индивидуальные и интегральные риски работников и носит формальный характер.

В странах ЕС, Канаде, Австралии и Японии применяется модель индивидуальной и интегральной оценки профессиональных рисков с использованием цифровых карт, что позволяет формировать проактивную систему охраны труда.

3

В Кодексе отсутствует правовое определение сексуальных домогательств, их признаки, процедуры подачи жалобы и меры защиты. Это снижает возможность защиты работников от насилия на рабочем месте.

Конвенция МОТ №190, принятая рядом стран, предусматривает обязательства государств по защите работников от насилия и домогательств. В ряде стран (Франция, Канада, Южная Корея) установлены процедуры внутреннего реагирования и санкции за подобные действия.

4

Все функции уполномоченного органа по труду (включая вспомогательные) закреплены непосредственно в Кодексе. Это затрудняет внесение изменений и принятие гибких решений

В странах ОЭСР функции органов труда распределены между законом и подзаконными актами. Ключевые задачи закрепляются на законодательном уровне, а оперативные и вспомогательные — на уровне положений и регламентов.

5

После передачи государственных инспекций труда в ведение МТСЗН, роль местных исполнительных органов в регулировании трудовых споров оказалась неурегулированной, несмотря на то, что за акимами сохранена ответственность за социальную стабильность.

В Германии, Швеции, Южной Корее региональные органы власти играют ключевую роль в работе трехсторонних комиссий, урегулировании трудовых конфликтов и профилактике забастовок, независимо от структуры трудовой инспекции.

6

В законодательстве слабо урегулирован правовой статус профсоюзов. Отсутствует ежегодное подтверждение их реального функционирования, не определен четко статус члена профсоюза, а также отсутствует обязанность по представлению финансовой отчётности членам.

В Великобритании, Германии, Франции законодательство четко определяет механизм регистрации и подтверждения активности профсоюзов, фиксирует обязательность членства работников организации, а также включает отчётность профсоюза перед своими членами.

 

Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

Решение

Плюсы

Минусы

1

Введение возможности заключения трудовых договоров в электронной форме с использованием ЕСТД

Облегчение документооборота, повышение доступности и прозрачности; снижение затрат для работодателей и работников

Требуется обеспечение цифровой инфраструктуры, особенно в сельских и отдалённых регионах

2

Переход от аттестации объектов к системе индивидуальной и интегральной оценки профессиональных рисков

Актуальность, превентивность, учет специфики труда конкретного работника, цифровая карта условий труда

Отсутствуют

3

Введение понятий и механизмов реагирования на случаи сексуальных домогательств в сфере труда

Повышение защищённости работников, выполнение международных обязательств, создание безопасной рабочей среды

Отсутствуют

4

Передача части полномочий уполномоченного органа по труду из Кодекса на уровень положения

Гибкость, скорость реагирования на вызовы, снижение законодательной нагрузки

Отсутствуют

5

Закрепление роли МИО в решении трудовых конфликтов и организации социального партнерства

Укрепление профилактики трудовых споров на местах, использование потенциала акиматов в обеспечении стабильности

Отсутствуют

6

Совершенствование регулирования профсоюзов: ежегодное подтверждение структуры, уточнение членства, обязанность отчётности

Повышение прозрачности и доверия, устранение фиктивных структур, защита интересов конкретных трудовых коллективов

Отсутствуют

 

Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):

Мероприятия

Сроки

Ответственный государственный орган (должностное лицо)

Бюджет

Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования трудового законодательства»

Внесение в государственные органы – сентябрь 2025 года;

    Правительство – декабрь 2025 года;

    Мажилис Парламента – январь 2026 года

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

Не требуется

Разработка и утверждение подзаконных правовых актов в целях реализации Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования трудового законодательства»

В течение 2 месяцев после принятия Закона

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, иные заинтересованные госорганы

Не требуется

Включение вкладок для размещения разъяснений по новеллам принятых НПА в Эталонном контрольном банке НПА 

В течение 4 месяцев после принятия закона

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

Не требуется

Отчет об уровне достижения отраженных в консультативном документе целевых индикаторов 

Ежегодно, в течение последующих пяти лет после принятия закона

     Уполномоченный орган по противодействию коррупции

Не требуется

 

Публичное обсуждение КДПР до: 15.05.2025 г.

С текстом КДРП можно ознакомиться по следующей ссылке:

https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15515606

Данные актуальны на 24.04.2025 года.

#ТрудовойКодекс #КДРП #Законопроект #ИзмененияВЗаконодательстве #ТрудовыеОтношения #Минтруда #ПраваРаботников #ТрудовоеПраво #СоциальнаяПолитика #ЗаконодательныеПоправки #icfmkz

Вернуться назад

Заказать звонок

Отправить


Ваши данные в безопасности и не
будут передаваться третьим лицам

+